the Albion Tales

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » the Albion Tales » Библиотека » Искусство начала XIX века


Искусство начала XIX века

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально (в 1790-х) сложился в философии и поэзии в Германии, а позднее распространился в Англии, Франции и других странах.
Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм — это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуальности.
Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и живопись.

по материалам сайтов:
http://www.museum-online.ru/Epoch/Romanticism/
http://www.arthistory.ru/romanticism.htm

Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Молодежь, на чьих глазах разворачивалась драма Французской революции, пережила все ее взлеты и падения, колеблясь между восторгом, энтузиазмом по поводу падения монархии и ужасом перед казнью короля Людовика XVI и якобинским террором. Революция показала утопичность просветительского идеала разума как естественной основы человеческого существования, обнажила непредсказуемость истории. Современники отшатнулись от ее насильственных методов, от пышной демагогии вождей революции, от Франции, превратившейся при Наполеоне в поработительницу народов. Разочарование в итогах Французской революции поставило под вопрос породившую ее идеологию Просвещения, и в искусстве послереволюционной эпохи — в романтизме — произошла полная смена мировоззренческих и эстетических ориентиров.

по материалам сайта
http://www.licey.net/lit/foreignLit

0

2

Литература

Фридрих Шлегель определял три источника романтизма в литературе:
1. великая французская революция;
2. философия И. Г. Фихте;
3. роман И. В. Гете "Годы учения Вильгельма Мейстера".

Романтизм был прежде всего освобождением чувства, воображения, поэтической личности. Он принимал самые различные формы, общее во всех его разновидностях: тоска по дали, порыв и искание, повышенная требовательность к жизни и людям, культ внутреннего мира. В романтической литературе и можно подметить две основные полосы: одна — та, которую заполняют писатели бурного темперамента, кипучих страстей, громкого душевного голоса, вспышек протестующего духа, и другая — та, где, наоборот, встречают нас умиление, отречение, слезы сердца, скромное и благочестивое приятие мира, грустная задумчивость. Если назвать имена Байрона и Жуковского, то сразу станет ясно, какие полосы одного и того же направления представляют эти два поэта, оба — романтики, но один огненный, стремительный, демонический, другой — тишайший, кроткий, благостный, один — певец гордыни и гнева, другой — воплощение доброты и смирения. Романтики первого типа преклоняются перед сильной личностью, перед гением и героем, перед носителем бунтарских настроений; они воспевают Прометея, Каина, Манфреда, Фауста, идеализируют разбойников, в роде Карла Моора; им тесно в рамках обыкновенности и повседневной морали, и точно пламенная лава клокочет в их груди неудержимая страстность. Романтики второго типа тоскуют по голубому цветку идеализма, и от того яркого солнца, которое любил классицизм, они, как и сентименталисты, уходят под томную сень луны, спутницы влюбленных; полноте ощущений предпочитают они полутоны, оттенки, шопоты, шорохи, меланхолию, сумерки, бледность, воздушные замки грез.
Для романтизма характерна также склонность к старине, преданиям, легендам, народной поэзии, миру мифов и сказок; романтизм иногда брезгливо отворачивается от современности, которая кажется ему пыльной, тусклой, прозаической, и вообще всяческое "там" более любо ему, нежели "здесь". Значительную роль играет средневековье и вся эстетика католицизма с его не только внешней, но и, если можно так выразиться, внутренней готикой.
В Англии он имеет своего представителя в нежном, одухотворенном, идеалистическом Шелли; но Шелли не создал школы, и вообще в истории европейской литературы он, это «сердце сердец», как его называл Байрон, не оказался влиятельным. Зато Байрон именно стяжал себе в этом отношении непревзойденную славу, и окрещенное его именем блистательное течение романтизма влилось мощными волнами в море европейской культуры. Конечно, байронизм, это — не только романтизм: это — нечто большее, потому что к общим признакам романтической идеологии здесь присоединяется такое своеобразие, такая исключительная особенность, как личность самого Байрона; но во многих струях своих байронизм сливается как раз с романтизмом.

по материалам сайта:
http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-7282.htm

Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Раз отдельно взятая личность равновелика целому миру, она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие – в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания – неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества.

по материалам сайта:
http://www.licey.net/lit/foreignLit

Крупнейшие представители романтизма:

В Англии:
"Озерная школа": Уильям Вордсворт, Сэмюэл Кольридж, Роберт Саути
Джордж Гордон Байрон
Вальтер Скотт
Перси Биши Шелли
Джон Китс
Уильям Блейк
Джейн Остин

В Германии:
братья Август и Фридрих Шлегель
Людвиг Тик
Генрих Клейст
Новалис
Эрнст Гофман
братья Якоб и Вильгельм Гримм
Адельберт Шамиссо

0

3

Музыка

В начале XIX века в музыке еще продолжал свою жизнь классицизм, появлялись предпосылки романтизма. Предвестниками зарождения данного течения в музыке были Людвиг ван Бетховен и Луиджи Керубини.

Творчество многих композиторов начала XIX века нарушает строгие традиции классицизма. Музыкантов больше интересует звуковая красочность оркестра, его выразительность, способность "рисовать" образы, а не строгие пропорции сонатного или симфонического цикла. Начнется обновление выразительных средств: мелодия становится более индивидуализированной, рельефной, характерной, внутренне изменчивой, отзывчивой на тончайшие душевные порывы; гармония и инструментовка становятся более богатыми, красочными; в противовес упорядоченным структурам классицизма возрастает роль сопоставления контрастных, разнохарактерных музыкальных эпизодов. В инструментальной музыке главенствующими жанрами продолжают оставаться симфония, камерный ансамбль, соната для фортепиано и других инструментов, однако и тут намечается тенденция к изменению. Главенство отдается не драматическому напряжению и логике развития темы, а свободному сопоставлению отдельных эпизодов, настроений, возникает тенденция к музыкальной живописи. Программность произведения обретает все большее значение.
Особое значение стали приобретать "синтетические" жанры: песня, баллада, опера. Первой романтической оперой стала "Ундина" Крайслера (Гофмана) (1813 г.). Бурно развивалась итальянская музыкальная драма, и мода на итальянские оперные постановки постепенно охватила всю Европу.
В этот период круг публики расширялся, становился более массовым, теперь музыкальная культура была доступна не только аристократии, но коммерсантам, интеллигенции, фабрикантам. Музыка зазвучала в публичных концертных залах, театрах, учебных заведениях, музыкальных обществах и кружках.
Средства к существованию композиторам давали дирижерская, исполнительская, педагогическая деяельность, а так же помощь меценатов.

В этот период времени творили:
Антонио Сальери
Джоакино Россини
Гаэтано Доницетти
Иоганн Крайслер (псевдоним Э. Гофмана)
Карл Мария фон Вебер
Луи (Людвиг) Шпор
Никколо Паганини
Франсуа Обер
Джакомо Мейербер
Чарльз Берни
Генри Бишоп
Фредерик Венюа
Джованни Виотти
Уильям Гершель
Иоганн Крамер
Джон Филд
Карл Фридрих Хорн
Чарльз Эдуард Хорн
Томас Эттвуд
Феликс Яневич
Элизабет Крейвен

0

4

Живопись

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (например, ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции, где художники, реформируя систему выразительных средств, динамизировали композицию, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма (живопись Т. Жерико, пластика Давида д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюда).

В Германии и Австрии раннему романтизму свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико-пантеистические настроения (портреты и аллегорические композиции Ф. О. Рунге, пейзажи К. Д. Фридриха и Й. А. Коха), стремление возродить религиозный дух немецкой и итальянской живописи 15 в. (творчество назарейцев); своеобразным сращением принципов романтизма и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (творчество Ф. Г. Вальдмюллера).

В Великобритании романтической свежестью живописи отмечены пейзажи Дж. Констебла, фантастичностью образов и необычностью выразительных средств – работы У. Тёрнера.

В других странах Европы и Америки романтическое движение было представлено пейзажем, композициями на темы народного быта и истории.

по материалам сайта:
http://smallbay.narod.ru/romantic.html

Теодор Жерико

Раненый кирасир, покидающий поле боя. 1814

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/image/10_1/43.jpg

Каспар Давид Фридрих

Зимний пейзаж. 1811

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//42/763/42763790_1240155449_FRIEDRICH_Caspar_David_Winter_Landscape_1811_2.jpg

Джон Констебл

Портрет Марии Бикнелл, жены художника. 1816

http://files.smallbay.ru/images8/constable04.jpg

Уильям Тернер

Дидона, основательница Карфагена. 1815

http://biography.sgu.ru/bio/data/files/pictures/image/2421.jpg

0


Вы здесь » the Albion Tales » Библиотека » Искусство начала XIX века


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC